План внеурочной деятельности

УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 12 им. Г.К.Дейнега
Протокол № 1от 31.08.2023 года
Директор ______________В.В. Пругло

ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2023-2024 учебный год

ст. Фёдоровская 2023 год

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022 г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций»
(Информационно-методическое письмо об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
среднего
общего
образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию
функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации
дополнительного
образования,
профессиональные
образовательные
организации образовательные организации высшего образования, научные
организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские
общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую

работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО
образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов
еженедельных занятий внеурочной деятельности.
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданскопатриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации.
С
целью
реализации
принципа
формирования
единого
образовательного пространства на всех уровнях образования часы
внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности поучебным предметам и
формированию функциональной грамотности.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начального общего, основного общего образования и среднего
общего образования при формировании плана внеурочной деятельности
образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для
всех обучающихся:
- 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
- По 1 часа в неделю – на занятия по формированию
функциональной грамотности обучающихся.
- По 1 часу в неделю – на занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся («Билет в будущее», курс «Россия – мои возможности»).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности
включены:
- часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся;

часы,
отведенные
на
занятия,
направленные
на
удовлетворениеинтересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально- ориентированных ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов ученического самоуправления, на организацию
совместно собучающимися комплекса мероприятий воспитательной
направленности.
Основное
содержание
рекомендуемых
занятий
внеурочной
деятельности отражено в таблице:
Направление внеурочной
Кол-во
Основное содержание занятий
деятельности
часов в
неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно
1
Основная цель: развитие ценностного
просветительские
занятия
отношения обучающихся к своей
патриотической, нравственной
Родине – России, населяющим ее
и
экологической
людям, ее уникальной истории,
направленности «Разговоры о
богатой природе и великой культуре.
важном»
Основная
задача:
формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой
ему
для
конструктивного
и
ответственного поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими
аспектами
жизни
человека в современной России:
знанием
родной
истории
и
пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к
окружающим
и
ответственным
отношением к собственным поступкам
Занятия по формированию
1
Основная цель: развитие способности
функциональной грамотности
обучающихся
применять
обучающихся
приобретѐнные знания, умения и
навыки для решения задач в различных
сферах
жизнедеятельности,
(обеспечение
связи
обучения
с
жизнью).
Основная
задача:
формирование
и
развитие
функциональной
грамотности

школьников:
читательской,
математической, естественно- научной,
финансовой, направленной на развитие
креативного мышления и глобальных
компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные
кружки
или
факультативы
Занятия,
направленные
на
1
Основная цель: развитие ценностного
удовлетворение
отношения обучающихся к труду как
профориентационных
основному
способу
достижения
интересов
и
потребностей
жизненного благополучия и ощущения
обучающихся
уверенности в жизни. Основная задача:
формирование готовности школьников
к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и
будущей
профессии,
осознание
важности получаемых в школе знаний
для дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые
игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность, экскурсии, посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных
парков.
Основное содержание: знакомство с
миром
профессий
и способами
получения
профессионального
образования; создание условий для
развития
над
профессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и
т.п.); создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей
как условий для формирования
уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и
возможности.
Вариативная часть
Внеурочная деятельность по
4
Основная цель: интеллектуальное и

учебным
предметам
образовательной
программы
(учебные
курсы,
учебные
модули
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, в том числе
углубленное изучение учебных
предметов. Занятия, связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных потребностей
обучающихся

Занятия,
направленные
на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом
и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей
и
талантов

2

общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение
их
особых познавательных, культурных,
оздоровительных
потребностей
и
интересов.
Основная
задача:
формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству
общества,
сохраняющему
национальную самобытность народов
России.
Основные
направления
деятельности:
занятия
по
дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской
и
проектной
деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента
образования
или
особыми
этнокультурными
интересами
участников
образовательных
отношений; дополнительные занятия
для
школьников,
испытывающих
затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении
языка обучения; специальные занятия
для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
или
испытывающими
затруднения
в
социальной коммуникации
Основная
цель:
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
творческом
и
физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов. Основные
задачи:
раскрытие
творческих
способностей
школьников,
формирование у них чувства вкуса и
умения
ценить
прекрасное,
формирование ценностного отношения
к культуре; физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к
спорту и побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности,
формирование

Занятия,
направленные
на
удовлетворение
социальных
интересов
и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое сопровождение
деятельности
социально
ориентированных ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления,
на
организацию
совместно
с
обучающимися
комплекса
мероприятий воспитательной
направленности;
направленные
на
организационное обеспечение
учебной
деятельности
(организационные
собрания,
взаимодействие с родителями

1

установок
на
защиту
слабых;
оздоровление школьников, привитие
им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование
навыков
самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы:
занятия школьников в различных
творческих
объединениях
(музыкальных,
хоровых
или
танцевальных студиях, театральных
кружках
или
кружках
художественного
творчества,
журналистских,
поэтических
или
писательских клубах и т.п.); занятия
школьников
в
спортивных
объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований); занятия школьников в
объединениях
туристско
краеведческой
направленности
(экскурсии,
развитие
школьных
музеев); занятия по Программе
развития
социальной
активности
обучающихся
начальных
классов
«Орлята России».
Основная цель: развитие важных для
жизни
подрастающего
человека
социальных умений – заботиться о
других и
организовывать
свою
собственную деятельность, лидировать
и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий
для развития ответственности за
формирование
макро
и
микро
коммуникаций, складывающихся в
образовательной
организации,
понимания зон личного влияния на
уклад школьной жизни. Основные
организационные
формы:

по обеспечению успешной
реализации
образовательной
программы и другие); на
организацию
педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных маршрутов,
работа тьюторов, педагогов
психологов);
обеспечение
благополучия обучающихся в
пространстве
общеобразовательной
организации
(безопасности
жизни
и
здоровья
обучающихся,
безопасных
межличностных отношений в
учебных
группах,
профилактики неуспеваемости,
профилактики
различных
рисков,
возникающих
в
процессе
взаимодействия
обучающегося с окружающей
средой, социальной защиты
обучающихся)

педагогическое
сопровождение
деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских,
трудовых,
экологических отрядов, создаваемых
для
социально
ориентированной
работы;
выборного
Совета
обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам
управления
образовательной
организацией;
Совета
старост,
объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой
для школьников
информации и получения обратной
связи от классных коллективов;
постоянно действующего школьного
актива,
инициирующего
и
организующего проведение личностно
значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих
советов, отвечающих за проведение
тех
или
иных
конкретных
мероприятий, праздников, вечеров,
акций;
созданной
из
наиболее
авторитетных
старшеклассников
группы
по
урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п

Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных
интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущейличности, с
сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МБОУ СШ №12
являются:
- создание условий для достижения обучающимися уровня
образованности, соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их

родителей. При этом решаются следующие основные педагогические
задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами,сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в
современном мире.
Школа несет в установленном законодательством
Российской
Федерации порядкеответственность за качество образования, за его
соответствие федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов
и
средств
организации
образовательного
процесса
возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые
установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми
компетенциями.
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельностинепосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося
благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный
эффект
внеурочной
деятельностивлияние(последствие)тогоили иного духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник
самостоятельно действуетобщественной жизни, может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности

с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за
посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы
внеурочной деятельности, как правило, не проводится.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы,
выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей
программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих
формах:
- экскурсии,
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам,
- встречи,
- профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов,
- кружки,
- сетевые мероприятия
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами организован перерыв между последним уроком и началом
занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной
деятельности составляет 45 минут. Перерыв между занятиями внеурочной
деятельности 10 минут.
Для
обучающихся,
посещающих
занятия
в
организациях
дополнительного образования количество часов внеурочной деятельности
может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания
уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного
финансирования.
В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей могут быть сформированы учебные группы из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе
в сетевой форме), включая организации дополнительного образования
соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную
образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные
организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности в МБОУ СШ №12 имеются
следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая,
спортивный зал и спортивная площадка, кабинеты технологии, библиотека,
компьютерный класс. Школа располагает материальной и технической базой,
обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности
обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и
финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
Занятия
по
внеурочной
деятельности
проводят
опытные
квалифицированные педагоги: учителя
- предметники, классные
руководители,
педагоги
дополнительного
образования.
Уровень
квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к
квалификации
по
должности
«учитель»
(приказ
Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Финансово-экономические условия организации внеурочной
деятельности
Финансово-экономические
условия
реализации
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего,
основного общего образования, среднего общего образования обеспечивают
реализацию образовательной программы, в том числе в части внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность организуется согласно Положению «О
внеурочной деятельности» и оплате педагогическим работникам за
внеурочную деятельность. При расчете нормативов финансового обеспечения
реализации государственных услуг МБОУ СШ №12 в соответствии с ФГОС
при определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается
вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой
образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих
занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических
работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной
должности.
Методическое обеспечение внеурочной деятельности:
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в
соответствии с методическим конструктором и локальными актами школы.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год
создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие
личности обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».