+СОШ12_положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
ИМЕНИ Г.К.ДЕЙНЕГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН

ПРИНЯТО:
педагогическим советом школы
год протокол №1 от 31.08.2023 год

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 470 от 31.08. 2023
Директор

Пругло В.В

Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», государственной программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования»,
утвержденной
постановлением Правительства от 26.12.2017 № 1642; Порядком организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 и
Уставом МБОУ СОШ№12.
1.2. Настоящее положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (далее Положение) является локальным нормативным актом МБОУ СОШ № 12,
регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.
1.3. Цель данного положения: соблюдение единой процедуры оценивания
учащихся, обеспечение для всех учащихся равных условий, повышение
объективности проверки и оценки знаний.
1.4. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся утверждается
Педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него изменения
и дополнения.
1.5. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
11

программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией учащихся.
1.6. Текущий контроль успеваемости учащихся - это систематическая проверка
учебных достижений учащихся, проводимая педагогами в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой .
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом
для достижения результатов
освоения основных общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными
образовательными стандартами начального общего, основного общего и
среднего общего образования .
1.7. Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательными программами.
Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ№12 проводится со 2 по 11 класс.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную
аттестацию во 2-9 классах, по полугодиям в 10-11 классах, проводится по
каждому учебному предмету, курсу учебного плана; а также годовую
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному
предмету, курсу учебного плана по итогам учебного года.
1.8. Сроки проведения промежуточной аттестации за четверть, полугодие, год
определяются календарным учебным графиком школы.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов
четвертных, полугодовых промежуточных аттестаций. Текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация учащихся являются элементами
внутренней системы оценки качества образования.
1.9. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
за четверть, полугодие, год выставляются в классные журналы на платформе
«Сетевой город. Образование» и дневники учащихся. Результаты годовой
промежуточной аттестации выставляются в личные дела учащихся.
1.10. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
2. Формы , периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости учащихся.
2.1. Текущий (поурочный) контроль освоения учащимися основной
общеобразовательной программы ( далее - текущий контроль) - определение
уровня достижения учащимися результатов освоения содержания компонентов
какой-либо части (темы) учебного предмета, курса (модуля) учебного плана
22

проводится в соответствии с требованиями ФГОС в процессе и по окончании
ее изучения.
2.2. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного
периода в целях:
-систематического контроля уровня усвоения учащимися результатов,
предусмотренных образовательной программой, прочности знаний, умений,
степени развития деятельности - коммуникативных умений, ценностных
ориентаций;
-установления соответствия результатов освоения образовательных программ
требованиям ФГОС выполнения в полном объеме требований к уровню
подготовки выпускников;
-оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов
освоения программы конкретным учащимся, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
-проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим
работником с целью возможного совершенствования образовательного
процесса;
- оценки динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения
в
достижении
планируемых
результатов
освоения
образовательной программы;
-принятия организационно-педагогических решений по совершенствованию
образовательного процесса.
2.3. Текущий
(поурочный) контроль осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной
программы. Педагогические работники вправе выбирать педагогически
обоснованные формы текущего контроля с опорой на инструментарий
используемого в образовательном процессе учебно-методического комплекса.
2.4.Текущий контроль по конкретному учебному предмету должен
соответствовать системе оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, принятой в МБОУ СОШ №12
и соответствующий ФГОС. Предполагается использование учителем
разнообразных методов и форм оценки достижений учащихся, взаимно
дополняющих друг друга и охватывающих разнообразные виды деятельности,
проекты,
практические
и
лабораторные
работы,
творческие
и
исследовательские работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, домашние,
проверочные, контрольные работы; письменные отчѐты о наблюдениях;
письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое.
33

2.5. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется во 2-11 классах

по пятибалльной системе. Текущий контроль успеваемости учащихся 1-го
класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений
учащихся в виде отметок.
Выставление отметок по результатам освоения курса «Основы
религиозных культур и светской этики» в 4- м классе не предусматривается.
Выставление отметок по предметам , изучающимся в количестве 1 часа в
течение учебного года, оценки выставляются каждую четверть во 2-9 классах,
каждое полугодие в 10-11 классах, затем выставляется годовая отметка
(предметы « О Д Н К Р » «Кубановедение», «Музыка», «Изобразительное
искусство», «Технология», «Окружающий мир», «Обществознание»,
«География»,
«Биология»,
«Информатика»,
«ОБЖ», «Проектная и
исследовательская деятельность», «Индивидуальный проект» и др) .
Минимальное количество отметок для выставления четвертной оценки:
предмет изучается в количестве 1час-не менее 3текущих отметок, 2 часа - не
менее 5 текущих отметок, 3 часа - не менее 8 текущих отметок, 4 часа -не
менее 10 текущих отметок, 5 часов - не менее 12 текущих отметок, 6 часов - не
менее 14 текущих отметок. Минимальное количество отметок для
выставления полугодовой оценки: предмет изучается в количестве 1час-не
менее 5 текущих отметок, 2 часа - не менее 9 текущих отметок, 3 часа - не
менее 10 текущих отметок, 4 часа - не менее 13 текущих отметок, 5 часов - не
менее 15 текущих отметок.
2.6. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего
контроля успеваемости определяются педагогическим работником в
соответствии с образовательной программой, и должны включать в себя
проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию
содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку
образовательной деятельности в отношении учащегося.
2.7. Критерии осуществления педагогом текущего контроля успеваемости, и
его формы доводятся до сведения обучающихся на уроках и до сведения
родителей.
2.8. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных
журналах, дневниках учащихся, информационной системе «Сетевой город
образования»).
2.9. Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных
представителей) учащихся об успеваемости через дневники обучающихся
класса, родительские собрания, индивидуальные встречи, собеседования о
результатах текущего контроля успеваемости их ребенка.
44

2.10. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному

плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения
образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным
планом.
2.11. Учет знаний этой категории обучающихся ведется в специальном
журнале, а четвертные , полугодовые, годовые отметки также выставляются в
классный журнал.
2.12. Учащиеся,
обучающиеся
временно
в
санаторных
школах,
реабилитационных образовательных учреждениях, аттестуются на основе их
аттестации в этих учебных заведениях.
2.13. Учащиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам
(длительная болезнь и др.) более половины учебного времени в какой-либо
четверти, полугодии не аттестуются, им выставляется в классном журнале
«н/а». Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном
порядке по согласованию с родителями (законными представителями)
учащегося.
2.14. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые
и
др.
работы учащихся обучающего характера после обязательного анализа и
оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный в
журнал.
2.15. Результаты работ учащихся контрольного характера должны быть
выставлены в классном журнале, как правило, к следующему уроку по этому
предмету. При проведении этой работы повторно после ее анализа отметка
выставляется в журнал.
2.16. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются за один день
до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные
руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги
аттестаций и решение педагогического совета школы о переводе учащегося, а
в случае неудовлетворительных результатов - в письменном виде под
роспись о з н а к о м и т ь родителей с указанием даты ознакомления.
2.17. Текущий контроль проводится во 2-11 классах на трѐх уровнях:
1 уровень - текущий контроль успеваемости учителем;
2 уровень - административный контроль, планируемый как составная часть
внутренней системы оценки качества образования;
3 уровень - контроль, проводимый органами государственной власти,
органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органом
образования, в рамках мониторинга системы образования.
3. Текущий контроль успеваемости учащихся
администрацией МБОУ СОШ №12
3.1. Проведение текущего контроля успеваемости со стороны администрации
МБОУ СОШ №12 не отменяет текущего контроля успеваемости,
55

осуществляемого педагогом в рамках реализации календарно - тематического
планирования.
3.2 Формами текущего контроля успеваемости со стороны администрации,
является
проведение всероссийских проверочных работ (ВПР),
муниципальных
диагностических
работ
(МДР),
административных
диагностических работ(АДР). Результаты ВПР, МДР, АДР вносятся в
классный журнал, своевременно осуществляется информирование родителей
(законных представителей) обучающихся по результатам выполнения ВПР,
МДР, АДР. В зависимости от стоящих задач текущий контроль успеваемости
может осуществляться и в иных формах, не противоречащих действующему
законодательству.
3.3 Проведение текущего контроля успеваемости со стороны администрации
регламентируется изданием приказа директора школы с указанием форм и
сроков его проведения.
3.4 В течение учебной четверти , полугодия заместитель директора по учебновоспитательной работе проводит анализ и подводит промежуточные итоги
текущего контроля успеваемости обучающихся с целью обсуждения их на
Педагогическом совете и принятия необходимых управленческих решений, а
также составления прогноза результатов успеваемости на конец учебной
четверти, полугодия, учебного года.
4. Порядок перевода учащихся в следующий класс по итогам
промежуточной аттестации.
4.1. Учащиеся, освоившие в полном объѐме образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс.
4.2. Перевод учащихся в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета на основании годовых оценок.
4.3.На основании решения педагогического совета МБОУ СОШ№12 директор
издает приказ о переводе обучающихся в следующий класс.
4.4 Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации за учебный
год по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью ( часть 2 статья 58 ФЗ №273). Классный руководитель
доводит письменно до сведения родителей ( законных представителей )
учащихся информацию об академической задолженности .
4.5 Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность ( часть 3
статьи 58 ФЗ №273). Ответственность за ликвидацию учащимися
66

академической задолженности возлагается на их родителей (законных
представителей) .
4.6 Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые МБОУ СОШ №
12, в пределах одного года с момента образования академической
задолженности.
Сроки
ликвидации
академической
задолженности
утверждаются приказом директора МБОУ СОШ № 12 и доводятся до сведения
учащегося и его родителей (законных представителей) не позднее чем через 10
дней после ознакомления с результатами промежуточной аттестации.
Письменное уведомление о сроках ликвидации академической задолженности
своевременно направляется родителям (законным представителям) учащегося.
Копия уведомления с подписью родителей (законных представителей)
хранится в личном деле учащегося.
4.7 Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности создается комиссия в составе учителя - предметника,
ассистента и заместителя директора (часть 6 статья 58 ФЗ №273).
4.8 Не допускается взимание платы сучащихся за прохождение промежуточной
аттестации ( часть 7 статья 58 ФЗ №273).
4.9 Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в
следующий класс условно ( часть 8 статья 58 ФЗ №273).
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее
общее образование являются обязательными уровнями образования.
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы
начального общего и ( или) основного общего образования, не допускаются к
обучению на следующих уровнях общего образования ( часть 5 статьи 66
Ф3№273).
4.10.Учащиеся МБОУ СОШ № 12 по образовательным программам начального
общего, основного общего образования, среднего общего образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение
по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии либо на
обучение по индивидуальному учебному плану ( часть 9 статья 58 ФЗ №273).
5. Годовая аттестация учащихся переводных классов
5.1. Учащиеся 2-11-х классов аттестуются по всем предметам учебного плана
по окончании учебного года. Годовая отметка по предмету выставляется
77

ученику, имеющему не менее 3-х итоговых четвертных отметок во 2-9
классах или 2-х полугодовых отметок в 10-11-х классах.
5.2. Ученику, имеющему менее 3-х четвертных отметок в 2-9-х классах или
менее 2-х полугодовых отметок в 10-11 классах, годовая отметка в баллах не
выставляется. Такой ученик считается не аттестованным по данному
предмету.
6. Выставление текущих отметок
6.1. Оценка устных ответов:
- Оценка «5» за устный ответ ставится в том случае, если обучающийся
обнаруживает правильное понимание сущности рассматриваемых явлений,
закономерностей, законов, теорий; дает четкие определения, истолкования
основных понятий, законов, теорий; правильно выполняет чертежи, схемы,
графики и. т.п. соответствующие ответу. Строит ответ по собственному
плану, умеет применять знания в новой ситуации, при выполнении
практических заданий, может устанавливать связь между изучаемым и ранее
изученным материалом, а также устанавливать межпредметные связи.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет основным
требованиям на оценку «5», но в нем не используется собственный план
рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи
с ранее изученным материалом. Обучающийся показал достаточно полные
знания признаков, свойств объектов, законов, определений, терминов, правил
и принципов.
- Оценка «3» ставится в том случае, если большая часть ответа удовлетворяет
требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отчетливые
пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; обучающиеся умеют применять
полученные знания при
решении простых задач, с использованием готовых формул, опорных схем и
т.п., но затрудняются при решении задач, требующих преобразования
информации.
- Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся не овладел
основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы,
если обучающийся не может ответить ни на один из вопросов.
При оценивании устных ответов обучающихся проводится поэлементный
анализ ответа на основе программных требований к основным знаниям и
умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний
и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными
результатами обучения.
6.2. Оценка письменных контрольных работ:
- Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочетов.
- Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в
ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более трех
недочетов.
88

- Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не
более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
- Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму
для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы, если ученик
совсем не выполнил ни одного задания.
6.3. Результаты контрольных работ по всем предметам во 2-9 классах
должны быть выставлены на следующий урок, в 10-11 классах разрешается
выставление отметок за контрольные работы через 1 урок.
6.4. Самостоятельные, проверочные работы небольшого объема
тематического характера также оцениваются. Отметки в журнал за эти
работы могут быть выставлены по усмотрению учителя за наиболее значимые
темы.
6.5. При получении учащимся неудовлетворительной
оценки
по
любому предмету и за любой вид работы (кроме тематической итоговой
контрольной работы и срезов по предмету, ВПР, МДР, АДР ) по желанию
ученика в журнале может быть не поставлена оценка, которую ученик
обязуется исправить в течение недели. По истечении срока пересдачи учитель
вправе выставить неудовлетворительную оценку.
6.6. В случае пропуска учеником большей части темы по уважительной
причине по желанию ребенка контрольная работа по теме может быть
написана в течение недели после того, как ребенок приступил к занятиям. В
этом случае учитель обязан помочь учащемуся разобраться с теми
вопросами, которые возникли у ученика после самостоятельной работы с
материалом учебника.
6.7. Все виды проверочных работ, которые подразумевают выставление
оценок, могут быть проведены лишь в том случае, если более половины
класса разобрались с материалом предыдущего урока. Это учитель обязан
выяснить при проверке домашнего задания в начале урока. В противном
случае необходимо повторное объяснение материала.
6.8. За одинаковое качество выполнения контрольных работ выставляются
одинаковые оценки.
6.9. Учитель должен комментировать оценку ученика, чтобы учащийся смог
устранить недостатки в дальнейшем.
6.10. За нарушение дисциплины на уроке, отсутствие тетради и учебника по
предмету оценка не снижается, учитель вправе использовать другие методы
воспитательного воздействия на ученика.
7. Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок
7.1. За две недели до окончания четверти учитель информирует классного
руководителя о предварительных отметках.
99

7.2. Все четвертные, полугодовые и годовые отметки должны быть
выставлены не позднее последнего дня занятий.
7.3. Все годовые отметки в выпускных классах в обязательном порядке
выставляются в электронный журнал до заседания педагогического
Совета, где рассматривается вопрос о допуске учащихся к государственной
итоговой аттестации.
7.4. При выставлении оценок за четверть, полугодие в случае равного их
количества используется «средневзвешенный» подход, который позволяет
более точно оценить индивидуальные достижения обучающихся и выставить
наиболее объективную оценку: решающее значение имеют оценки за
письменные контрольные работы разного уровня, сочинения, изложения,
диктанты, тестовые работы (например, поровну «3» и «4», но за контрольные
работы в основном «3», то за четверть выставляется «3» и наоборот).
Также при выставлении отметок на промежуточной аттестации учитывается
шкала: отметка «3» выставляется не ниже 2,6 среднеарифметического балла,
отметка «4» выставляется не ниже 3,6 среднеарифметического балла,
отметка «5» выставляется не ниже 4,6 среднеарифметического балла.
Кроме того, обучающемуся, имеющему в течение четверти или полугодия
неудовлетворительную отметку по результатам проверочной, контрольной,
практической, зачетной работы не может быть выставлен высший балл
(отметка»5») на промежуточной аттестации.
7.5. Итоговая оценка за год выставляется как среднеарифметическое оценок
по четвертям, полугодиям, но решающее значение имеют оценки за II
полугодие (например : 4,4,3,3 – год «3»; 5,5,4,4 – год «4», 4,3 – год «3», 4,5 –
год «5», 5,3 – год «4»). На усмотрение учителя, с учетом специфики предмета
и оценок по контрольным работам (например,4,3,4,3– год «3» или «4»;
3,4,3,4 - год «3» или «4»).
8. Права , обязанности и ответственность
участников образовательного процесса
8.1. Руководитель общеобразовательной организации (его заместитель по
учебной работе) обязан:
-на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения
промежуточной аттестации обучающихся;
-утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;
-утвердить расписание итогового контроля и консультаций.
8.2. Учителя, входящие в состав аттестационных комиссий, обязаны:
-подготовить проекты аттестационного материала для проведения всех форм
промежуточной аттестации по предметам и представить их на рассмотрение
методического совета;
-организовать необходимую консультативную помощь обучающимся при
подготовке к итоговому контролю;
-представить анализ итогов аттестации обучающихся.
10

8.3. Обучающийся имеет право:

-на информацию о перечне предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию;
-на ознакомление с темами, подлежащими контролю;
-на информацию о сроках аттестации;
-на консультации учителя-предметника по вопросам, выносимым на контроль;
-в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее
отсрочку или освобождение (по решению Педагогического совета школы);
- на независимую и объективную оценку его уровня знаний;
- на обращение в трехдневный срок с апелляцией в конфликтную комиссию,
созданную в школе, в случае несогласия с отметкой, полученной во время
аттестации.
8.4 Обучающийся обязан:
-проходить аттестацию в установленные сроки;
-в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и
администрации школы;
- соблюдать правила, предусмотренные нормативными документами,
определяющими порядок аттестации.
8.5. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
- на информацию о формах, сроках и перечне предметов, выносимых на
промежуточную аттестацию;
- знакомиться с нормативными документами, определяющими порядок и
критерии оценивания;
- знакомится с результатами аттестации их детей.

11

Приложение №1 к пункту 7.5
Годовая отметка во 2-11 классах по учебным предметам учебного
плана школы выставляется следующим образом:
1 четверть
2 четверть
3 четверть 4 четверть
год
5
5
4
4
4
4
4
5
5
5
3
3
4
4
4
4
4
3
3
3
2
2
3
3
3
3
3
2
2
2
5
4
5
4
4 или 5
5
4
4
5
на усмотрение учителя с
учетом контрольных работ
4
5
5
4
(объяснительная учителя,
4
5
4
5
ксерокопии работ)
Годовая отметка в 10-11 классах выставляется следующим образом:
1 полугодие
2 полугодие год
5
5
5
5
4
4
4
5
5
3
5
4
2
3
3
3
2
2 или 3
на усмотрение учителя с учетом контрольных работ
(объяснительная учителя, ксерокопии работ)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».