Приложение №2 К приказу МБОУ СОШ№12 №59 от 1.09.2020 г Положение о наставничестве муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№12 имени Г.К.Дейнеги муниципального образования Абинский район 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№12 (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2.Целевая модель наставничества в общеобразовательной организации (далее - школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". 1.3.Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2.Основные понятия и термины 2.1.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников 2.3.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.4.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.5.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует, организует стажировки и т.д.). 3.Цели и задачи наставничества 3.1.Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов школы. 3.2.Основными задачами школьного наставничества являются: -разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; -разработка и реализация программ наставничества; -реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; -инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; -осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; -проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; -формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; -обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4.Организационные основы наставничества 4.1.Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 4.2.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе. 4.3.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.5.Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.6.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.7.Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.8.Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.9.Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся - активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.10.База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.11.Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.12.С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5.Реализация целевой модели наставничества 5.1.Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». 5.2.Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый: -проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. -проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. -проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. -регулярные встречи наставника и наставляемого. -проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. -реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: -Оценка качества процесса реализации программы наставничества. -Оценка мотивационно личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7.Обязанности наставника 7.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. 7.2.Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 7.3.Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. 7.4.Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. 7.5.Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. 7.6.Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. 7.7.Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 7.8.Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8.Права наставника 8.1.Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 8.2.Защищать профессиональную честь и достоинство. 8.3.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8.4.Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. 8.5.Получать психологическое сопровождение. 8.6.Участвовать в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9.Обязанности наставляемого 9.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. 9.2.Разработать совместно с наставником план наставничества. 9.3.Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого 10.1.Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 10.2.Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. 10.3.Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 10.4.Участвовать в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 10.5.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11.Механизмы мотивации и поощрения наставников. 11.1.Мероприятия по популяризации роли наставника: 1) Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. 2) Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 3) Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», «Наставник+". 4) Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. 5) Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. 6) Доска почета «Лучшие наставники». Награждение школьными грамотами "Лучший наставник". 7) Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. 11.2.Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы Директор Л.А.Личман Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)